SIP и H.323. Кто выигрывает в корпоративных сетях.

Евгений Запорощенко, главный технический специалист
ООО «Сонет Инвест», к.т.н., доцент,
Верховой Игорь Вячеславович, магистр

При работе в корпоративной сети по IP протоколу большинство пользователей по тем или иным причинам интуитивно склоняются в сторону протокола H.323. Объяснением этому может служить довольно продолжительное «господство» H.323 на рынке корпоративных систем связи. Здесь вполне уместно H.323 сравнить с протоколом Session Initiation Protocol (SIP). Он не лучше и не хуже, чем H.323; он совершенно другой.

Для работы в корпоративных сетях в настоящий момент существует два основных протокола сигнализации:
-H.323, определенный стандартом ITU для обмена данными, передачи аудио и видео в пакетных (IP) сетях. Данный протокол повсеместно и широко используется и занимает значительную долю на рынке корпоративных систем.
-SIP, протокол сигнализации стандарта IETF, отличается простотой и структурированностью, но не так широко распространен, как H.323. В SIP был устранен ряд недостатков его предшественника, протокола H.323, а потому SIP получил широкую поддержку в решениях операторского и корпоративного сегментов. Среди сильных сторон SIP называют удобство управления коммуникационными сеансами, гибкость и расширяемость для обеспечения функций, присущих традиционным телефонным системам, а также возможность реализации принципиально новых функций в корпоративных сетях следующего поколения.

Компании корпоративного сегмента рынка, как правило, используют SIP- решения в сочетании с протоколом H.323 (и / или TDM) для эффективной защиты своих инвестиций и облегчения перехода к новой технологии. Уже сейчас необходимо обеспечить доступ к приложениям SIP тем пользователям, которые получат от этого выигрыш.

«В мире есть очень много ленивых клиентов, которые подобно нам сидят на своих испытанных временем ресурсах в ожидании того момента, когда рынок станет достаточно совершенным». Это высказывание Джона Ридли - сетевого администратора компании Coca-Cola [1] как нельзя лучше демонстрирует отношение менеджмента компаний к инновационным IP-решениям.

Протокол SIP считается более эффективным по сравнению с H.323, который часто критикуют за передачу избыточной служебной информации, пересылку по сети слишком большого числа сообщений и перегрузку каналов связи при интенсивном применении средств VoIP.

Противники H.323 утверждают, что решение, получаемое в результате пересечения стандарта, изначально предназначенного для организации взаимодействия двух пользователей, с целым рядом других приложений, оказывается достаточно тяжеловесным.

Протокол SIP успешно выдержал все тестовые испытания, предложенные редакцией Network World и некоторыми промышленными группами (в частности, ассоциацией SIP Forum). Все это вселяет уверенность, что продукты SIP после их появления на рынке смогут успешно взаимодействовать друг с другом [1].

Сходства двух протоколов.

Оба протокола H.323 и SIP были первоначально разработаны для предоставления услуг в IP-сетях. Оба работают поверх протокола IP и используют TCP и UDP сессии для сигнализации, а также протокол реального времени RTP для передачи аудио/видео данных. Ни один из них не использует новые методы речевого кодирования/декодирования, наоборот, только улучшает уже существующие протоколы голосовой компрессии (например, G.711 и G.729).

Оба протокола, как правило, используют сервер в качестве посредника при установлении соединений. Так, в H.323, гейткипер обменивается пакетами сигнализации и поддержания соединения с оконечными станциями, которые, в свою очередь, создают свои потоки данных к медиа шлюзам ТфОП.

Если в корпоративной сети связи используется протокол SIP, то прокси сервер может обрабатывать и передавать запросы от агентов пользователей на установление соединения непосредственно к другим агентам, или через шлюзы для звонков на номера абонентов ТфОП. При этом нельзя не отметить, что протокол SIP позволяет пользователям устнавливать соединение друг с другом напрямую, без использования промежуточного сервера.

Отличия протоколов

Хотя концепции работы протоколов схожи, тем не менее, они совершенно различны по своей архитектуре и услугам, которые предоставляют. Протокол H.323 был разработан для функций VoIP в 1996 году на основе телефонного протокола ISDN сигнализации Q.931. Работа над протоколом SIP, который сегодня получил статус стандарта IETF, началась в 1995 году. Было опубликовано две RFC-версии протокола, последняя (RFC 3261) увидела свет в 2002 году.

При разработке SIP за основу были взяты протоколы HTTP и SMTP уже хорошо известные программистам во всем мире. Поэтому можно говорить о SIP, как о достаточно простом для кодирования и устранения неисправностей протоколе. В то же время, H.323 написан в двоичных кодах, что делает его менее дружественным для программистов, не имеющих достаточного опыта работы.

Основное различие между протоколами заключается в том, что SIP используется только для установления и завершения сессий, в то время, как H.323 детально определяет какие базовые протоколы будут использоваться в течение соединения. При использовании SIP, среда передачи сама по себе является независимой от протокола сигнализации. По сути, SIP для определения, согласования и обработки потоков информации опирается на протокол описания сессии SDP. Таким образом, SIP можно легко применить как для создания голосовых или видео соединений, так и для установления сессий обмена мгновенными сообщениями.

Другими словами, SIP не является протоколом исключительно для работы с VoIP.

Тем не менее, SIP проектировался специально для сетей IP и поддерживает массу телекоммуникационных технологий, начиная с механизмов передачи голоса и заканчивая средствами мгновенной обработки сообщений и пересылки видеоданных. Кроме того, SIP позволяет пользователям уведомлять других адресатов о своем присутствии в сети, ставя в известность об этом либо всех , либо только членов определенных пользовательских групп. Протокол SIP должен обеспечить поддержку новых служб, в частности телефонных вызовов посредством Web, интерактивного перемещения по Web-сайтам с получением голосовых ответов, а также проведения аудио и видео конференций.

Основные преимущества протокола SIP.

Протокол SIP дает возможность разработчикам создавать новые сервисы, недоступные в H.323. SIP является стандартом IETF, что в данном случае, устанавливает определенные требования к его дальнейшему развитию.

Некоторые из дополнений уже были интегрированы в SIP для его использования вне процедуры установления и завершения соединения традиционных потоков данных. Новые типы медиа сессий, например, такие, как push-to-talk, предоставляемые мобильными операторами, разработаны на основе SIP.

Внедрение сервиса мгновенной передачи сообщений стало возможно благодаря приложению SIMPLE (SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions). SIMPLE поддерживает архитектуру для реализации сервиса мгновенных сообщений на основе традиционных контакт листов.

Поддержка протокола SIP в других устройствах будет способствовать, в свою очередь, появлению новых дополнительных возможностей, таких, как единый контактный номер и видимость присутствия на нескольких устройствах (например, на ПК, настольном и мобильном телефонном аппарате). Это предоставит возможность абоненту соединяться с вызываемой стороной, используя наиболее подходящее в данный момент устройство, а не только просматривать абонентский статус и предполагать, находится ли пользователь по этому номеру. Такой подход позволит сократить часто используемые сообщения, посылаемые другому абоненту, как, например, "могу ли я позвонить тебе?"

Протокол SIP стал особенно популярным для конечных пользователей и при подключении небольших и домашних офисов. Решения VoIP для корпоративной сферы, где до сих пор часто встречаются нестандартные технологии, дают основания полагать, что SIP здесь будет играть более важную роль.

Услугами SIP-телефонии стали называть услуги, позволяющие пользователям Internet совершать вызовы, сценарий и возможности которых соответствуют сценарию и возможностям вызовов, выполняемых при оказании обычных услуг местной телефонной связи.

При этом в качестве абонентского терминала могли быть использованы:
• обычный телефонный аппарат с интерфейсами локальной сети Ethernet или Wi-Fi и управлением по протоколам SIP, H.323, MGCP;
• комплекс из традиционного телефонного аппарата и преобразователя аналогового телефонного интерфейса в интерфейс Ethernet, управление которым осуществлялось также по протоколам SIP, MGCP и H.323;
• персональный компьютер с программным обеспечением (программным SIP-телефоном), управляемый при помощи внешнего специализированного устройства в виде подключенной по интерфейсу USB телефонной трубки;
• персональный компьютер с программным обеспечением (программным SIP-телефоном), которым можно управлять точно так же, как и любыми другими приложениями. При этом ввод/вывод голосовой информации реализуется посредством встроенной в компьютер стандартной звуковой карты;
• специализированное программное обеспечение, взаимодействующее с поставщиком услуг SIP-телефонии по собственным сетевым протоколам.

Основным преимуществом услуг SIP-телефонии можно считать фиксированную стоимость услуг местной и междугородной связи, не зависящую от объемов потребления этих услуг. Абоненту выделяется номер из плана нумерации ТфОП, и такая услуга становится для него неотличимой от услуг телефонной связи, за исключением способа оплаты.

Дополнительным важным преимуществом оказалась переносимость номера. В SIP-телефонии телефонный номер привязан к телефонному аппарату, в то время как в традиционной - к абонентскому комплекту (порту) телефонной станции. Поэтому абонент SIP-телефонии может сохранить свой телефонный номер при смене местожительства независимо от того, в какой город или какую страну он переезжает.

H.323 все еще доминирует в корпоративных сетях.

Очевидно, что вышеуказанные услуги не реализованы в H.323, и маловероятно, что он будет модернизирован для их реализации. Тем не менее, многие компании с развитой корпоративной сетевой инфраструктурой пользуются телекоммуникационными системами на основе протокола H.323. Хотя SIP постоянно совершенствуется и разрабатывается, H.323 системы все еще продолжают использоваться, точно так же, как системы на основе TDM коммутации. Большинство производителей телекоммуникационного оборудования развивают как H.323, так и SIP решения для того, чтобы использовать преимущества каждого протокола наиболее эффективно в корпоративной коммуникационной среде.

Следует отметить, что хотя протокол H.323 на сегодняшний день разработан значительно лучше чем SIP, однако он недостаточно хорошо приспособлен для работы в мультивендорной корпоративной телекоммуникационной среде. Но, несмотря на это, системы, работающие на основе H.323 имеют существенное стартовое преимущество, заключающееся в наличие большого числа функций. Таким образом, компании, использующие центры обработки вызовов и собственные номерные планы, едва ли сразу откажутся от использования протокола H.323. Подавляющее большинство новых компаний используют для предоставления услуг VoIP протокол H.323, тем не менее, ожидается быстрый рост использования SIP в условиях небольших офисов, где потребности телефонии значительно ниже.

Протокол SIP набирает силу.

Хотя SIP в данный момент не используется в корпоративных сетях связи так же широко, как H.323, тем не менее, он все чаще применяется сервис-провайдерами для передачи VoIP трафика компании по ее корпоративной сети [2]. Поставщики услуг уже сейчас указывают технологию SIP в своих рекомендациях к новому оборудованию и производят миграцию на cофт-свитчи, которые оперативно устанавливают и завершают вызовы между прокси-серверами, SIP-клиентами и шлюзами ТфОП. Использование протокола SIP позволяет поставщикам предлагать услуги, внедрение которых было бы невозможно при использовании TDM или H.323 технологий. Такие компоненты, как голосовая почта или системы конференц-связи могут быть интегрированы в УПАТС предприятия, использующего SIP поверх границ сети, предоставляя сервис-провайдерам новый доход, а предприятиям - вариант привлечения третьих лиц для выполнения работ по нестратегическим компонентам.

Несмотря на то, что SIP является сформировавшимся протоколом, его нельзя рассматривать как сложившийся стандарт на все 100%. Стандарты протокола по-прежнему находятся в стадии разработки, особенно это касается областей конфиденциальности и безопасности, а расширение набора функций будет продолжаться в обозримом будущем.

В то время, как H.323 продолжает играть важную роль в будущем VoIP, внедрение SIP начинает завоевывать популярность. Сам протокол, как таковой, не является катализатором внедрения новых решений - они будут появляться на основе деловых и прикладных требований. В зависимости от приложения, применение одного или другого протокола может быть более эффективно, а во многих корпоративных средах найдется место для обоих.

Основная же ценность SIP заключается в том, что он является открытым стандартом, независящим от используемых устройств, и , в тоже время, достаточно гибким протоколом для работы в корпоративной сети предприятий. Поэтому многие компании дополняют им уже существующую среду H.323, используя его там, где это имеет смысл.

Список литературы:
1. Фил Хочмут, Тим Грин. Ответом должен стать SIP. Сети № 22, 2002.
2. С.В. Мельник. IP-телефония для внутренней сети. Вестник связи №4, 2007.